Как развить социальный интеллект (SQ ): уровни, виды и нарушения

Коэффициент интеллекта или IQ (айкью) — показатель не суммы знаний, а скорости получения и обработки новой информации. Обладать высоким айкью совсем неплохо, хотя имеется и много других факторов, определяющих жизненный успех. Люди часто существуют, не понимая, каков их реальный потенциал, и насколько они гениальнее окружающих. Существуют признаки, по которым можно проверить друзей и себя: кто умнее.

Рассматриваемый этап знаменуется формированием ценностно-смысловой саморегуляции поведенческого реагирования. Когда индивид научится трактовать и соответственно регулировать собственные поступки, потребность разъяснить своё поведение поневоле ведёт к подчинению собственных деяний законодательным нормам. У подростков возникает так называемое философское «отравление» сознания. Они окунуты в сомнения, бесконечные раздумья, препятствующие инициативной деятельной позиции.

Семнадцатилетние индивиды уже считаются социумом взрослыми, что давит на ещё не повзрослевшего ребёнка. Наступает поворотный момент, когда школа осталась позади, а социум и родители требуют от детей принятия решения на счёт дальнейших действий – либо они продолжают учиться, либо находят работу. Отсюда у подростков зарождается опасение не осилить возникшую нагрузку, страх перед открывшимися возможностями и вероятными неудачами.

Стержневой деятельностью семнадцатилетнего возраста становится социальное взаимодействие. Девушки все больше внимания посвящают собственной внешности. Порой надуманные недостатки ведут к их скованности и нежеланию появляться в социуме.

Как развить социальный интеллект (SQ ): уровни, виды и нарушения

В рассматриваемом периоде завершается формирование черепа. Также на данной стадии созревания заканчивается формирование женского организма. Все главные размерные признаки туловища практически доходят до окончательной величины. У девушек завершается окостенение трубчатых (длинных) костей.

Юность считается началом взрослой жизни. Поэтому ощущение, что впереди ещё очень много времени, предоставляет широкую платформу для экспериментов, проб, ошибок и поиска себя. На данном этапе уже сформированы в основном все функции психики. Началась стадия стабилизации личности. Анализируемый этап знаменуется кризисом семнадцатилетнего возраста.

Читайте также:  Сотрудники уводят клиентов: 5 способов решения

Родом из детства

Ведётся множество споров по поводу методики измерений уровня IQ. Узнать своё точное место на этой шкале проблематично, если нет желания заплатить солидный гонорар профессиональному психологу. Ряд недавних исследований в этой области дал интересные подсказки и обнаружил связь высокого коэффициента интеллекта с жизненным опытом, приобретённым в детском возрасте.

Раннее начало чтения

Британские специалисты обследовали близнецов младшей возрастной группы и выявили закономерность: те, кто научился читать раньше, имеют впоследствии более высокие показатели IQ. Раннее чтение активно стимулирует развитие юного интеллекта, и благодаря этому человек становится умнее, а не наоборот.

vidtok

Работа левой рукой

И сегодня ещё существуют преподаватели, ошибочно пытающиеся заставить учеников-левшей писать правой рукой. У леворукости есть доказанные интеллектуальные преимущества, особенно касающиеся мужчин. Она ассоциируется с творческим дивергентным мышлением и способностями находить скрытые взаимосвязи между различными объектами.

Посещение музыкальной школы

Ряд экспериментов доказал, что музицирование улучшает интеллект и развивает навыки, необходимые для самоконтроля и сосредоточения при исполнении произведений. Интересно, что занятия изобразительным искусством не продемонстрировали аналогичного влияния на IQ.

Постоянная тревожность

При изучении психических расстройств, следствием которых является нервозность, специалисты обнаружили, что люди с максимальными её проявлениями имеют IQ выше, чем те, кто реагирует спокойнее.

Читайте также:  Как адаптироваться на новом месте работы

Наиболее тревожные маленькие пациенты стали самыми сосредоточенными участниками тестов и лучше всех выполнили поставленные задачи.

Умение смешить окружающих

Остроумие школьных клоунов — плод развитого абстрактного мышления. Это подтверждается научно и объясняет тесную взаимосвязь между умением быть смешным и высокими показателями интеллекта. В воспоминаниях школьных лет обязательно присутствует парочка персонажей, которые резко выделялись из толпы, и это не только любимчики-всезнайки, но и шуты гороховые.

Также рекомендуем прочитать:Вернуть сотрудников в стройКак создать вирусный контент в социальных сетях?Как спорт помогает справляться со стрессом?Пиар против маркетинга

Гневно и агрессивно реагируют на споры

Разумеется, высокий уровень интеллекта не определяется постоянным спокойствием; даже самые интеллигентные люди злятся. Но для низкого IQ агрессия – это, буквально, синоним выхода из ситуации, идущей не по их плану. При появлении чувства отсутствия контроля ситуации согласно своим представлениям, такие люди склонны использовать гнев для доказывания своей позиции.

Ученые из университета Мичигана в ходе исследования четко показали взаимосвязь между агрессией и низким IQ. В заключительном отчете они заявили: «Нам кажется, что люди с низким IQ агрессивно реагируют уже с раннего возраста. Такие гневные проявления усложняют умственное и социальное развитие ребенка, приводя к появлению определенных расстройств».

Виды социального интеллекта

Данные виды социального интеллекта по своей природе являются одновременно и личностными, и социальными.

Внутриличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, который можно рассматривать в качестве способности человека понимать самого себя, иметь неограниченный доступ к своему внутреннему существованию, осознавать свои желания, мотивы, возможности и стремления, правильно реагировать на тот или иной внешний или внутренний стимул.

Межличностный социальный интеллект – вид социального интеллекта, благодаря которому человек получает способность не только видеть, но и осознавать различия между другими людьми.

Читайте также:  Как удержать клиента и повысить прибыль компании

Отечественный психолог Валентина Николаевна Куницина делит социальный интеллект на 4 вида: коммуникативно-личностный социальный интеллект, социальный интеллект самосознания, социальный перцептивный интеллект, энергетический социальный интеллект.

Коммуникативно-личностный социальный интеллект включает в себя комплекс затрудняющих или облегчающих общение характеристик, на основе которых формулируются коммуникативная совместимость и психологическая контактность.

Виды социального интеллекта

Социальный интеллект самосознания – вид социального интеллекта, который включает в себя чувство собственного достоинства и самоуважение, желание познавать новые идеи, свободу от подавленных или игнорируемых импульсов, предрассудков и комплексов.

Социальный перцептивный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя мышление, представление, воображение, способность к осознанию и моделированию тех или иных жизненных ситуаций, способность к пониманию других людей и тех мотивов, которые ими движут.

Энергетический социальный интеллект – вид социального интеллекта, который включает в себя физическую и психическую активность и выносливость, низкий уровень физической и психической истощаемости.

Алла Леонидовна Южанина, известный психолог из Самары, делит социальный интеллект на три вида. Она утверждает, что в зависимости от тех или иных способностей существуют такие виды социального интеллекта, как интеллект социально-перцептивных способностей, интеллект социального воображения и интеллект социальной техники общения.